Электронный больничный: как бухгалтеру работать с ним
С 2022 года листки нетрудоспособности оформляются только в электронном виде. Бумажная форма бланка больше не используется. Рассказываем, что делать с электронным больничным листом работодателю; как выполняется оплата электронного больничного листа.
Что такое ЭЛН
Главное изменение 2023 года – объединение ФСС и ПФР в одну организацию под названием СФР (Социальный фонд России). С 2022 года большинство листов нетрудоспособности выдается в электронном виде (часть 6 статьи 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; части 2, 3.1, 3.2 статьи 59 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Для некоторых категорий работников сохранены бумажные бланки (часть 28 статьи 13 № 255-ФЗ).
Оформление электронного больничного предусматривает размещение данных в информационной страховой системе ЕИИС «Соцстрах». Выдают ЭЛН сотрудники медицинских организаций, а именно (пункты 2, 3 Порядка по Приказу Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н):
● Лечащие врачи.
● Фельдшеры при сохранении функций лечащих врачей.
● Зубные врачи.
Электронные бюллетени имеют ту же юридическую силу, что и бумажные документы. При перечислении физлицам пособий применяется система прямых выплат. Это значит, что сотрудникам не нужно передавать информацию своему работодателю, все взаимодействие осуществляется через СФР.
Электронный больничный лист – инструкция для работодателя
Сведения о больничном поступают работодателю из Социального фонда в рамках ЭДО. Общая схема работы с ЭЛН состоит из следующих этапов:
● Сотрудник оформляет в медучреждении лист нетрудоспособности, который загружается в ЕИИС «Соцстрах». На руки физическому лицу выдается специальный талон, где указан номер документа.
● СФР сверяет данные и автоматически уведомляет предприятие о том, что на его работника открыт ЭЛН, а также о каждом изменении статуса документа (продлен, аннулирован, закрыт и т.д.).
● Работодатель получает информацию в личном кабинете ЕИИС, проверяет сведения, при необходимости вносит правки и отправляет данные обратные в фонд. На это отводится 3 рабочих дня.
● СФР выплачивает пособие работнику, информирует о выплате работодателя.
Передавать сведения в СФР предприятия могут в личном кабинете страхователя на официальном портале фонда (вход через учетку от Госуслуг); через СЭДО; программу АРМ «Подготовка расчетов для СФР»; бухгалтерские программы с возможностью работы с ЭЛН или через оператора ЭДО.
Как заполнить электронный больничный лист работодателю?
При заполнении электронного больничного листа нужно проверить данные в разделе, который сформировали в медучреждении. Далее работодатель оформляет свою часть документа под названием «Заполняется работодателем». Нужно проверить правильность автоматически внесенных данных, сделать корректировки при обнаружении ошибок. Затем следует указать сведения, необходимые для начисления пособия. К примеру, это длительность страхового стажа, размер среднего заработка, районный коэффициент, информация о наличии заявления о замене лет и т.д.
Учет больничных листов
Электронные больничные листы имеют юридическую силу. Документы полностью формируются и хранятся в системе ЕИИС «Соцстрах». В связи с этим предприятиям не нужно распечатывать такие бланки, хранить их копии. А в рамках предприятия удобнее всего работать с электронными листами нетрудоспособности 1С:Зарплата и Управление Персоналом в облаке. Здесь все HR-процессы собраны в одной программе. Оставляйте заявку на консультацию чтобы узнать больше!
Читайте также
22.01.2025
Сисадмин или IT-аутсорсинг: что выбрать?Подпишись на рассылку
Узнавай о новостях и специальных предложениях первым.