Как отразить излишки и недостачи при инвентаризации
По общепринятому порядку проведение инвентаризации необходимо для выявления фактического наличия ТМЦ у предприятия, обнаружения недостачи или излишков. В некоторых случаях все компании обязаны выполнить это мероприятие, в отдельных – его можно организовать по решению руководителя.
Когда инвентаризация обязательна
Перед составлением бухгалтерской отчетность за год все предприятия обязаны проводить инвентаризацию. Под контроль попадают активы организации, ее обязательства, имущество, которое находится в распоряжении/пользовании. Это требование распространяется на все компании без исключений, вне зависимости от правовой формы и налогового режима. Кроме того, требуется проводить инвентаризацию в следующих случая (часть 3 статьи 11 № 402-ФЗ от 06.12.2011, пункт 27 Положения по Приказу Минфина России от 29.07.1998 N 34н, пункт 1.5 указаний по Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 N 49):
● если меняется МОЛ (материально-ответственное лицо) в компании;
● в случае обнаружения порчи активов, кражи или злоупотреблений;
● при выкупе, реализации имущества предприятия, передаче активов в аренду;
● если проводится ликвидация компании или реорганизация;
● при пожаре, другом стихийном бедствии или ЧС, которое вызвано экстремальными условиями;
● в других предусмотренных законом ситуациях.
Что делать, если при инвентаризации выявлена недостача
Мероприятие может быть полным (по всем объектам) или выборочным (по отдельным объектам). Результаты инвентаризации отражаются в описи (акте). Дополнительно оформляется сличительная ведомость формы ИНВ-18, ИНВ-19 при недостаче товара при инвентаризации. Эти операции нужно отразить в учете предприятия.
Недостача при инвентаризации – проводки:
● Д 94 – К 01 (10, 41, 43) – учтено списание недостачи при инвентаризации;
● Д 20 (25, 26, 44) – К 94 – списаны потери в пределах норм естественной убыли;
● Д 91.2 – К 94 – в прочих расходах учтена недостача сверх норм естественной убыли;
● Д 73.02 – К 91.01 – на виновника отнесена сумма недостачи;
● Д 70 (50, 51) – К 73.02 – средства по недостаче взысканы с виновника.
Как вести учет излишков при инвентаризации
Излишки, выявленные при инвентаризации, тоже отражаются в формах ИНВ-18, ИНВ-19. Для обобщения данных можно заполнить ИНВ-26. Как оприходовать излишки при инвентаризации? Для этого сначала рекомендуется проверить правильность отражения информации в учете. Если ошибки исключены, нужно отразить стоимость актива в прочих доходах предприятия того периода, к которому относится дата проведения инвентаризации.
Излишки при инвентаризации – проводки:
● Д 01 (03, 08) – К 91.1 – отражено оприходование излишков основных средств при инвентаризации;
● Д 10, 41, 43 – К 91.1 – учтены излишки ТМЦ.
Составить акт инвентаризации по результатам проведения мероприятия можно в 1С в облаке. В программе доступно списание недостачи, оприходование излишков, оформление сличительных ведомостей на основании обнаруженных отклонений и все это с преимуществом облачного хранения. Сервис автоматически рассчитает данные согласно проведенным документам и сделает необходимые проводки.
Читайте также
20.09.2024
Как консалтинг может помочь бизнесу?16.09.2024
Как выбрать оператора фискальных данных16.09.2024
Переговоры: как грамотно подготовитьсяПодпишись на рассылку
Узнавай о новостях и специальных предложениях первым.